Топливо попало под перерасчет

Компания Omnicomm, разрабатывающая технологические решения для контроля над расходом автомобильного топлива, инвестирует $5 млн в создание универсальной платформы по навигации и мониторингу транспорта Ascatel. Спрос на системы мониторинга учета топлива растет минимум на 50% в год, причем со стороны не только госструктур, но и коммерческого сектора. Рост цен на топливо, увеличивший расходы перевозчиков почти на 15% в прошлом году и грозящий повторить этот показатель в нынешнем, заставляет транспортный бизнес активно искать внутренние резервы, объясняют в Omnicomm. Для противодействия воровству топлива в автопарках компании все чаще применяют системы мониторинга транспорта, определяющие при помощи ГЛОНАСС/GPS координаты автомобиля, а также параметры работы двигателя и передающие их в режиме реального времени в диспетчерскую предприятия. Средние потери от таких действий водителей составляют 20-50% всех корпоративных затрат на ГСМ. Поступающие ГЛОНАСС/GPS-координаты машин нужно обрабатывать, следить за соответствием их маршрутным листам и заданиям, а также контролировать график движения. Для этого используется специальное программное обеспечение, которое большинство участников рынка разрабатывает самостоятельно и только для своего оборудования. "Но для создания эффективной системы управления транспортом требуются совместные усилия производителей систем мониторинга, IT-интеграторов и автоматизаторов бизнес-процессов",— считает замгендиректора Omnicomm Станислав Емельянов. "Однако до сих пор препятствием для выхода на навигационный рынок таких компаний была необходимость создавать навигационное ПО с нуля и с привязкой к конкретному оборудованию, что делало такие проекты очень дорогими",— добавляет эксперт. Omnicomm инвестирует $5 млн в разработку универсальной платформы Ascatel, которая позволит всем желающим создавать навигационные бизнес-приложения, не привязанные к конкретному оборудованию. Появление такой платформы привлечет на рынок множество новых игроков и кардинально изменит его структуру, надеется Станислав Емельянов. Сама компания надеется заработать на этом, предоставляя доступ к облачным сервисам платформы по технологии SaaS и взимая за это $1-2 в месяц с каждого подключенного транспортного средства. К 2020 году Omnicomm надеется занять 3% мирового рынка мониторинга транспорта, который к тому времени, по оценкам Ericsson, составит 50 млрд подключенных устройств. Господин Емельянов отмечает, что в 2011 году Omnicomm произвел и реализовал более 100 тыс. комплектов датчиков уровня топлива и ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга, из которых на экспорт было отправлено около 20%. По его оценкам, спрос на системы мониторинга стабильно растет минимум на 50% в год и коммерческие перевозчики покупают их все более охотно, несмотря на то что внедрять их, в отличие от госсектора, никто не заставляет. По словам руководителя группы контроля ГСМ СУ-2 (Строительное управление N2, один из подрядчиков "Газпрома") Константина Сагайды, после внедрения СМТ экономия топлива на машинах их компании составила 30%. "Наша техника — компрессорные и перекачивающие установки, трубовозы, экскаваторы и бульдозеры, работающие на удаленном расстоянии, полностью оборудована телематическими системами. По приказу гендиректора компании, до конца года 100% техники СУ-2 (свыше 1 тыс. единиц) должно быть оснащено СМТ. Сейчас уже оборудовано свыше 800 единиц",— говорит он.

Роман Рожков

Газета "Коммерсантъ", №98 (4883), 01.06.2012