Не даст поспать тахограф

К 23 ЯНВАРЯ все автобусы, независимо от того, по каким маршрутам они ездят, должны быть оснащены тахографами – таково требование федерального законодательства, которое начали выполнять в Череповце.
Тахографы уже давно и успешно применяются во многих европейских странах для контроля за тем, сколько работает и сколько отдыхает водитель любой коммерческой машины. Прибор, представляющий собой небольшой ящик (размером чуть меньше автомагнитолы), фиксирует время в движении, время стоянки, скорость и еще ряд параметров в зависимости от сложности самого устройства.
В Вологодской области тахографы на автобусах стали использовать около года назад, когда по всей России начало действовать требование об их обязательном наличии на машинах, выполняющих междугородные и международные рейсы.
— Сегодня на таких маршрутах нет ни одного автобуса без тахографа, – констатирует зам. начальника областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Владимир Кравчук. – Главная цель применения тахографов – контроль за безопасностью движения. Сейчас организован учет на транспортных предприятиях: у них хранятся базы данных, и при необходимости можно посмотреть, где автобус был и куда он ехал.
По последним данным областного управления Госавтодорнадзора, череповецкие перевозчики постепенно оснащают свои автобусы, в том числе и работающие только в городе, тахографами. Так, крупнейший частный перевозчик, имеющий 171 автобус, не использует тахографы только на четырех машинах. Муниципальная автоколонна N 1456, по данным Госавтодорнадзора, имеет 81 автобус с тахографами и 150 машин без них.
— Перевозчики о новых требованиях знают, постепенно их выполняют, – объясняет Ольга Доронина, старший госинспектор череповецкого представительства областного управления Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. – Конечно, при наличии тахографов проверки проводить значительно проще, и все нарушения налицо.
Изменения, внесенные в техрегламент о безопасности колесных транспортных средств и обязавшие оснащать тахографами все автобусы, при очевидной правильности самой идеи специалисты называют не до конца продуманными технически.
— Тахограф, может быть, и полезен, но кто им должен пользоваться? Вы можете себе представить: экипаж ДПС останавливает автобус на линии – и что? Что они будут контролировать? В Европе это действует так: они с ноутбуком подключаются и смотрят: вот водитель Сидоров, сколько он за рулем, когда у него был перерыв, – сравнивает начальник транспортного отдела мэрии Череповца Илья Гребнев. – Уже сейчас тахографами должны оснащаться все грузовые машины и автобусы, которые выполняют рейсы за рубеж. Все перевозчики скажут, что в Европе их проверяют, и там такие санкции за несоблюдение режима труда и отдыха, что в некоторые страны могут вообще больше не пустить. И сколько раз у этих же перевозчиков на этих же машинах проверяли эти данные в России?
К слову, последний раз Ространснадзор в сентябре предложил штрафовать перевозчиков за выпуск на линию машины без тахографа на 400 тысяч рублей, а водителя такого автомобиля – на 50 тысяч рублей. Штрафы пока не утверждены.
Сами автобусные перевозчики тем временем пытаются решить вопрос, как соблюсти закон: ведь после включения тахографа жестко регламентированный режим труда и отдыха водителя уже не нарушить даже в мелочах.
— На Западе, где тахографы стоят в каждом автобусе, водитель и автобус работают по разным графикам, – приводит пример директор ООО «Новотранс» Владимир Назарков. – Нет такого, что автобус стоит на месте. Там автобус останавливается, водитель выходит, садится другой водитель, и автобус идет дальше. В таких условиях режим труда и отдыха легко выполняется. У нас же традиционно считается, что подменный водитель «убьет» машину. Также, чтобы внедрить европейскую систему, нужно выполнить и другие условия, например, иметь весь подвижной состав одной марки.
Водители междугородных рейсов, которые уже работают с тахографами, также отмечают, что в целом по стране нет достаточной дорожной инфраструктуры для нормального отдыха водителей и пассажиров на трассе. Однако, помимо проблем, использование тахографов может принести перевозчикам и ряд плюсов. Так, используя этот прибор, легко установить истинный расход топлива, что исключает «приписки» со стороны недобросовестных водителей. Говорят, в некоторых предприятиях, массово установивших тахографы, экономия топлива составила 30 процентов.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; АНДРЕЙ НЕНАСТЬЕВ; 14.12.2011; НЕ ДАСТ ПОСПАТЬ ТАХОГРАФ