Минтранс противоречит техническому регламенту
Большой всплеск эмоций вызвала публикация на прошлой неделе в СМИ приказа минтранса № 36. Чиновники отменили обязательное требование оснащения тахографами транспортных средств, осуществляющих городские и пригородные регулярные пассажирские перевозки. Однако это противоречит другим законодательным актам, в частности, устанавливающим штрафы за отсутствие тахографа.
Исключения по тахографам
В приложении № 2 приказа минтранса № 36 от 13.02.13г. перечисляются категории ТС, которые обязаны быть оснащенными тахографами. В качестве исключений в данном перечне указаны транспортные средства категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, а также транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
Вместо тахографа — «средство контроля»
Однако этот документ не согласуется с действующей нормативной базой, в частности, с постановлением правительства № 720 от 10.09.2009г., утверждающим Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». В пункте 8(1), дополненный постановлением правительства РФ от 10.09.2010 № 706, говорится, что ТС категорий M2, M3, N2, N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. При этом указано, что порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется минтрансом РФ.
Это ведомство и определило данный порядок приказом № 36, в котором сделаны исключения, о которых сказано выше. Тем не менее в приказе минтранса говорится только о тахографах, но не упомянуты другие средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, в качестве которых могут использоваться не только тахографы. А этими «другими» устройствами, согласно упомянутому техрегламенту, должны оснащаться названные выше ТС. И никто это требование не отменял.
За что будут наказывать?
За нарушение данного требования Административным кодексом предусмотрена ответственность. Пунктом 1 статьи 11.23 КоАП РФ за управление ТС для перевозки грузов или пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего регистрацию информации о режиме труда и отдыха водителя ТС (далее — тахограф) предусмотрен штраф на граждан в размере от 1000 до трех 3000 руб., на должностных лиц — от 5000 до 10000 руб.
Формулировка этой статьи вызывает дополнительные вопросы: что законодатель имел ввиду фразой «далее — тахограф»? Штрафовать будут за отсутствие только тахографа или любого иного устройства для контроля режима и отдыха водителей? Времени для выяснения всех вопросов осталось немного, т.к. штрафные санкции начнут действовать с 1 апреля этого года.
Теперь только со СКЗИ
Новости по тахографам не заканчиваются штрафами. Существенное новшество, которое вводит приказ минтранса № 36, заключается в том, что все тахографы должны быть оснащены программно-аппаратными шифровальными (криптографическими) средствами (блоками СКЗИ тахографа). Их замена должна производиться не реже одного раза в три года. Взаимодействие с тахографами должно происходить при помощи специальных карт, которые, как и СКЗИ, будут стоить немалых денег.
Естественно, импортные тахографы в принципе не могут иметь блоки СКЗИ, поскольку их изготовление находится под контролем ФСБ РФ. Поэтому огромное количество импортных тахографов, которые в настоящее время успешно эксплуатируются и находятся в исправном состоянии, необходимо будет выбросить и снова потратиться для приобретения российской продукции.
Переход от старых тахографов к новым, отвечающим требованиям приказа минтранса № 36, будет осуществляться в течение двух лет. Использование тахографов, установленных на транспортные средства до 1 апреля 2013 г., допускается до даты очередной калибровки (проверки) указанных технических средств, но не позднее 1 апреля 2015 г.
О том, какие устройства будут допущены к установке на ТС, можно узнать из специального перечня сведений о моделях тахографов.
Самое обидное для автоперевозчиков — это значительные потери времени и денег на переустановку тахографов.
Дмитрий Пискунов, «Авторынок Калининграда», №12 от 26.03.2013