• Home
  • /Статьи
  • /Расчет расхода топлива с помощью системы мониторинга

Расчет расхода топлива с помощью системы мониторинга

Система спутникового мониторинга — надежный инструмент для ведения точного учета расхода топлива на предприятии. Расчет на основе маршрутных листов, приблизительного измерения расстояний, устных данных водителей, кассовых чеков с заправок, показаний встроенных одометров автомобилей ведет к завышению расхода и искажению данных, мошенничеству со стороны недобросовестных водителей, хищению топлива и значительному повышению затрат предприятия на ГСМ. Какие же решения предлагает спутниковая система мониторинга?

1 Расчет топлива по нормативам (математический расчет)

Наиболее экономичный метод расчета расхода топлива, который может существенно сократить Ваши затраты и дать Вам представление о реальном потреблении, это расчет по нормативам. Нормы расхода каждого автомобиля указываются в паспорте, при этом на практике их различие с реальным расходом никогда не превышает 5-7%. Однако, для расчета по нормативам необходимо иметь точные данные о пробеге или времени работы транспортного средства. Только система мониторинга может предоставить точные данные, необходимые для подобного расчета. Данные о пробеге рассчитываются системой автоматически, на основе точной спутниковой информации. Информация о времени работы рассчитываться автоматически при подключении системы к зажиганию или датчику работы двигателя. Все возникшие вопросы по расчету пробега и расхождениям с данными водителя можно проверить, выводя на экран маршруты следования, фиксируемые системой. Это самый экономичный вариант внедрения спутниковой системы учета, который требует только установки оборудования системы слежения. Несмотря на это, зачастую только точная информация по пробегу раскрывает существенное завышение затрат на топливо на предприятии.

Расход по нормам
Этот вид расчета применяется бухгалтерией предприятия. Нормы вводятся распоряжением Минтранса РФ, а также могут быть установлены приказом руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ на предприятии.

Расход по расчету

На холостом ходу, литров в час — расход при стоянке с заведенным двигателем.
Городской цикл, литров на 100 км — расход при движении со скоростью менее 36 км/ч.
Загородный цикл, литров на 100 км — расход при движении со скоростью более 80 км/ч (расход топлива при движении более 36 и менее 80 км/ч рассчитывается прямо пропорционально отношению городского цикла к загородному).
Коэффициент при движении под загрузкой — влияние загрузки на расход топлива. Коэффициент движения под загрузкой будет действовать на подсчет топлива при ненулевом значении датчика полезной работы двигателя.

Преимущества
  • не требует установки дополнительных датчиков
  • хорошо реализуется механизм списания топлива на предприятиях, нет возможности накрутки пробега согласно данных системы мониторинга.
Недостатки
  • нет возможности проконтролировать реальный расход топлива
  • не возможен контроль заправок и сливов топлива

2 Расчет топлива по показаниям штатных датчиков автомобиля

Многие мониторинговые компании предлагают подключить к системе мониторинга штатные датчики уровня топлива автомобиля. Мы не предлагаем такого решения, так как на практике использование этих датчиков не обеспечивает сколько-нибудь точных данных и может привести к существенному искажению информации.

Преимущества
  • не требует установки дополнительных датчиков
Недостатки
  • не обеспечивает сколько-нибудь точных данных

3 Получение данных с CAN-шины

На современных автомобилях возможно снятие показания топлива с CAN-шины, как и аналоговые штатные датчики имеют заводскую погрешность, тем самым контроль расхода топлива не будет эффективным.

4 Установка расходомеров

Установка расходомеров (датчиков расхода топлива), например датчиков серий DFM или VZP, позволяет получать высокоточные данные о расходе топлива автотранспортом. Датчик устанавливается прямо в системе подачи топлива в ТНВД, с таким расчетом, чтобы обратка на влияла на учитываемое топливо, и является счетчиком расхода, с погрешностью не более 1%. Импульсный выход датчика подключается к системе мониторинга, которая автоматически передает данные в центр мониторинга. В результате пользователю становится доступным отчет о точном количестве израсходованного топлива за любой период. От вмешательства водителей датчики могут быть защищены специальным пломбированием. Возможна также установка автономных датчиков расхода, которые не требуют подключения к системе мониторинга, и отображают данные на собственном дисплее.

Преимущества
  • высокая точность измерения независимо от режима работы
  • факт саботажа и/или обмана системы минимален
  • учет работы техники на холостом ходу и под нагрузкой по графику мгновенного расхода
Недостатки
  • высокая стоимость оборудования и сложность монтажа
  • требует регулярного сервисного обслуживания
  • подходит только для дизельной техники
  • вмешательство в топливную систему
  • отсутствие информации об объеме топлива в баке и заправках

5 Установка датчиков в бак автомобиля

В отличие от расходомера, датчик, устанавливаемый в бак автомобиля, может точно показывать не только расход топлива, но и место, врем и объем заправок и сливов топлива. Емкостные датчики типа Стрела-Ч имеют частотный выход, который обеспечивает более точные и стабильные, по сравнению с аналоговыми датчиками, данные. Погрешность измерений таких датчиков не превышает 1,5-3%. Немаловажно, что датчик уровня топлива показывает места заправок, что может помочь избежать заправки некачественным топливом, ведущей к поломке ТНВД. Для обеспечения точности данных требуется качественная калибровка бака автомобиля, которую могут провести далеко не все компании-интеграторы.

В датчиках уровня топлива, имеющихся сейчас на рынке систем мониторинга транспорта, используются 3 вида сигнала: цифровой, аналоговый и частотный.

Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь, нужно объяснить строение датчика уровня топлива и принцип его работы. При работе ДУТ преобразует полученные результаты измерения уровня топлива в определённый сигнал, а затем передаёт его внешнему устройству.

Важно заметить то, что как обработка, так и выдача данных в любом случае, вне зависимости от сигнала, происходит в цифровом формате! То есть если ДУТ использует аналоговый сигнал, то ему приходится сначала преобразовать полученные данные из цифровых в аналоговые, а затем, когда они будут переданы в регистратор, оцифровывать их снова.

Преимущества
  • не требует вмешательства в топливную систему
  • позволяет контролировать объем, место и время заправок, а также сливов
  • не требует регулярного сервисного обслуживания, как расходомеры
  • данные по расходу топлива рассчитываются системой мониторинга
Недостатки
  • требует тарирования топливного бака
  • невысокая точность показаний расчетного расхода топлива на коротких участках времени
  • необходима модификация бака (сверлить отверстие в баке)